Мой читатель знает о том, что базовым методом исследования слуха в раннем детском возрасте является регистрация слуховых вызванных потенциалов – КСВП, ASSR. Эти исследования в нашей стране рутинно выполняются в состоянии естественного сна. Медикаментозные методы отправления в объятья Морфея производятся в ограниченном количестве клиник и сопровождаются существенными материальными затратами.
Необходимая «кондиция» обследуемого для засыпания достигается путем физического утомления и предварительным лишением сна. Поэтому вся семья входит в состояние возбуждения и стресса — процесс «развлечения» и утомления ребенка отнимает массу сил. Недавно я стал участником курьезной ситуации, связанной с этим.
Обычный рабочий день не предвещал ничего особенного – необходимо было выполнить регистрацию КСВП ребенку с задержкой речевого развития. Моему пациенту было 3 года. Осмотр, тимпанометрия, подготовка кожи, наложение электродов, а далее ждем наступления сна. Через 10-15 минут меня пригласили – пациент заснул. Однако, в процессе установки воздушных телефонов ребенок проснулся. Чаще всего после этого обследуемый не засыпает. Но шанс я всегда стараюсь дать и, глубоко сомневаясь в успехе, ушел дальше вести прием.
Приняв несколько детей, с удивлением отметил, что никто меня звать не спешит. С намерением прервать тщетные попытки уложить ребенка и перенести обследование я направился в комнату для исследований.
Один из способов, к которому прибегают родители – лечь вместе с ребенком на кушетку, тем самым создав атмосферу покоя и уюта. Поэтому две лежащие фигуры меня нисколько не удивили, удивило другое – мать никак не отреагировала на мое появление. Подойдя ближе, я обнаружил трогательную картину – пациент и его родитель спали долгожданным глубоким сном. Мать приложила столько усилий по подготовке ребенка, что сама не выдержала и уснула.
Передо мной стояла задача – разбудить аккуратно мать и не потревожить ребенка. Далеко не с первой попытки это удалось. Обследование было произведено – слух оказался нормальным. Мать пациента очень смутилась, извинялась, но у меня ситуация вызвала только улыбку и положительные эмоции, позволила уменьшить стресс рабочего дня.