Каждый врач в своей работе пользуется набором шаблонных действий и тактик. Однако, иногда от них стоит отходить. Счастлив тот специалист, который в нужный момент это понял и сделал. Случай, который я буду описывать далее, будет интересен скорее всего моим коллегам, обойтись без использования медицинских терминов не получится. Прошу это обстоятельство учесть всю остальную аудиторию.
Обычный рабочий день, ко мне на консультацию обратилась девушка с родителями. Она уже была осмотрена не одним врачом, была рекомендована госпитализация в стационар для проведения соответствующего лечения. Мою пациентку беспокоило двустороннее снижение слуха, которое возникло с ее слов около 3 недель назад. На предоставленной аудиограмме были двусторонние нарушения по сенсоневральному типу, выставлен диагноз острой двусторонней сенсоневральной тугоухости. В ситуации ничего не было необычного на первый взгляд – такие пациенты как можно в более короткие сроки госпитализируются, проводится соответствующее лечение.
Просмотрев медицинскую документацию, я отметил весьма необычное обстоятельство – совсем недавно нейрохирурги удалили пациентке шванному (доброкачественная опухоль из оболочки нервов) на руке. Отоскопия была абсолютно нормальная, а на свежей аудиограмме были двусторонние нарушения по сенсоневральному типу с одной стороны I степени, с другой – II степени. Тимпанометрия не показала каких-либо отклонений, а вот акустические рефлексы не регистрировались с двух сторон. Это обстоятельство показалось мне весьма странным, т.к. степень нарушений слуха (особенно там, где была I степень) не должна была привести к подобным изменениям. Далее я произвел регистрацию ОАЭ, результаты которой были еще более необычны – на ухе с I степенью тугоухости она прекрасно регистрировалась и не регистрировалась на противоположном. Мои коллеги могут возразить – в определенных случаях такая ситуация может быть. Но шваннома на кисти в совокупности с вышеописанными «нестыковками» заставили меня отойти от шаблонных решений. Я заподозрил нейрофиброматоз II типа. Еще более я утвердился в своей позиции, когда при более подробном расспросе выяснил, что ухо со II степенью плохо слышит уже давно, а вот с I степенью – действительно около 3 недель.
При острой сенсоневральной тугоухости в нашей стране используется целый комплекс препаратов, и я совсем не был уверен, что они будут безопасны при доброкачественных опухолях. Поэтому я порекомендовал как можно быстрее сделать МРТ головного мозга с контрастом, а уже потом принимать окончательное решение. К сожалению, мои подозрения были не напрасны: выявлены шванномы обоих слуховых нервов (2,75 на 2,2 см, 1,47 на 1,9 см), множественные – в мягких тканях головы и даже в шейном отделе спинного мозга. Все стало понятно.
Вот такая необычная история. Желаю своим коллегам, чтобы врачебное чутье их никогда не покидало, а всем остальным крепкого здоровья!